Если Вы будете хотя бы раз в неделю перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на совершенно иного качества уровень.
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
15. Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
Родительские установки как внутренние указатели для ребенка
Те слова, которые мы, родители, регулярно говорим нашим детям, являются внутренними указателями на жизненном пути ребенка. Они как будто программируют детей на определенное направление в жизни. Такие фразы называются установками, поскольку они формируют готовность человека воспринимать события определенным образом. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, какие установки вам дали ваши родители? Ведь они сейчас руководят вами и вашей жизнью!
А чтобы легче было вспомнить, предлагаем вам для примера самые распространенные. Установки можно поделить на отрицательные и положительные.
Отрицательные установки
«Мальчики/сильные не плачут» «Главное, чтобы тебе было хорошо, наплевать на других» «Ты, как твой/твоя отец/мать» «Ты ж мой/моя глупышка!» «Не следовало нам тебя рожать!» «Будешь непослушным — заболеешь!» «Мы тебе всю жизнь посвятили, а ты…» «Хватит кушать, а то будешь толстым/толстой, тебя никто не полюбит» «Никому нельзя верить!» «С тобой никто не будет дружить!» «Ты всегда хуже других» «Ты плохой/плохая!» «И что же из тебя вырастет?…» «Ох и намучаешься ты в жизни…» «Да кому ты такой/такая нужен/нужна?…»
Это примерный список. Вы сами можете его продолжить. Все эти отрицательные установки, данные родителями, эхом отзываются на нашем жизненном пути, особенно в самых сложных ситуациях. Самое печальное то, что такие же фразы мы, не задумываясь, говорим своим детям. Если не хотите запрограммировать сына/дочь на негатив, познакомьтесь с положительными установками, которые наоборот станут поддержкой для него/нее.
Положительные установки
«Поплачь — станет легче» «Добро всегда возвращается» «У нас самая лучшая (самый лучший) мама (папа) в мире!» «Я люблю тебя!» «Как хорошо, что ты у нас есть!» «Ты сам/сама вправе решать, как поступать» «Хочу, чтобы ты всегда был/была здоров/здорова!» «Мы тебя любим, мы верим в тебя!» «Ты в безопасности, мы с тобой!» «Ты сам/сама решаешь с кем тебе дружить» «Все ошибаются. Попробуй еще раз!» «Я люблю тебя всегда, что бы ты не натворил/натворила» «Я рад/рада твоим достижениям!» «Ты сможешь! У тебя все получится!»
Давайте стараться формировать правильные ориентиры, ставить правильные указатели на жизненном пути ребенка!
Родители часто жалуются, что на воспитание нет времени. Значит, надо каждую минуту проводить с пользой. Итак, сколько времени есть у вас?
1. СОВСЕМ ЧУТЬ-ЧУТЬ... Что можно сделать, если у вас есть буквально 5 минут?
ОБНИМАЙТЕСЬ. Мы, родители, перестали общаться с детьми на телесном уровне. Слишком много появилось разных занятий, которыми можно увлечь или успокоить дитя. Объятия, поглаживания отходят на второй план. Результат — у детей низкая стрессоустойчивость и нарушения поведения. Да, недостаток родительского непосредственного контакта просто так не проходит. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в родительских ласках. Но они нужны и подросткам (только не на людях). Возьмите на руки малыша, потреплите по затылку тинейджера. Делайте это чаще — даже физическое здоровье от объятий улучшается. А еще можно сделать комплимент, похвалить. Именно хорошие слова от родителей дают детям базовую уверенность в жизни, чувство значимости, нужности. И чем меньше поводов дает ребенок для похвалы, тем больше он в ней нуждается.
2. МИНУТ 20—30
ЗАЙМИТЕСЬ ТВОРЧЕСТВОМ. Любым. Можно лепить (из пластилина, глины, снега, песка), выкладывать мозаику (пуговицами, макаронами), делать аппликации, украшать комнату. Во время таких занятий родители и дети настраиваются друг на друга, начинают чувствовать тонкие эмоции. Совсем кроха может просто помогать, ребенок постарше — творить на равных, а тот, кому уже за 10, захочет все сделать сам и удивить вас.
СОЧИНИТЕ РАССКАЗ. Один начинает, другой продолжает по смыслу. "Одна девочка пошла в лес". — "Шла-шла и заблудилась". — "Села и стала плакать". И так далее. Содержание будет зависеть от возраста ребенка, его развития и мировоззрения, которое иногда нуждается в коррекции, о чем можно узнать из игры. У кого-то героиня подружится с лесными жителями, и они ей помогут выбраться, у кого-то так и будет реветь, пока ее не спасут. Ваша задача — слегка подправлять историю, придавая ей оптимистичный ход. Девочка поранилась о сучок? Но тут же быстро перевязала рану. Увидела змею? Не испугалась, потому что знала: она неядовитая. Кстати, в такой ненавязчивой форме самые обычные житейские знания закрепляются гораздо легче.
3. ПРИМЕРНО ЧАС
ПОИГРАЙТЕ В "КОРОЛЕВСТВО" всей семьей или вдвоем. Выберите, кем вы будете, и по кругу рассказывайте, что делаете, исходя из своих ролей. Например, королева говорит: "Я нарядно одеваюсь и предлагаю королю прогуляться". И так далее. Выглядит как легкое развлечение, на самом деле — серьезное психологическое упражнение. Так, если ребенок настойчиво отправляет папу на войну, маму — в соседнее королевство и остается с бабушкой (независимо оттого, кем она является в игре), стоит задуматься о ваших методах воспитания. Может, от вас требуется большая мягкость и душевность? Игра дает возможность сбросить накопленный в отношениях негатив, а он бывает даже у детей.
Наигрались? УСТРОЙТЕ СЕМЕЙНЫЙ ОБЕД. Еда — первичная потребность, отношение к ней очень эмоциональное, сочетание трапезы с общением делает связи более тесными и теплыми. К тому же на еду у нас уходит времени больше, чем на воспитание: 40 минут в обычные дни и до трех часов в праздники. Значит, два этих дела надо объединить! Активно включайте ребенка в процесс составления меню, приготовления, сервировки. Что именно будет на столе, не важно (хоть необычно нарезанные кусочки хлеба). Главное — есть с удовольствием, обсуждать не только приготовленное блюдо, но и события дня. И никакого телевизора! Просто есть и общаться друг с другом. Вот такой вот вкусный и душевный способ воспитания!
ДВА ТИПА ИСТЕРИК У ДЕТЕЙ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Большинство родителей научены тому, что есть только один надежный способ реакции на истерику — игнорировать ее. Однако имеет смысл научиться различать истерики разного происхождения — ведь реагировать на них надо по-разному. Рассказываем, как связаны скандалы, которые закатывают дети, и развитие их мозга.
Когда вы имеете представление о верхнем и нижнем мозге, вы можете заметить, что существует два типа истерик.
1. Истерика верхнего этажа возникает, когда ребенок, по сути дела, произвольно решает ее закатить. Он делает сознательный выбор действовать таким образом, терроризировать вас и манипулировать вами, пока не получит то, чего хочет. Несмотря на весь драматизм и кажущиеся искренними мольбы, он способен мгновенно прекратить истерику, получив то, что требовал.
Причина такой способности остановиться в том, что в этот момент ребенок использует верхний мозг. Он способен контролировать свои эмоции и телесные реакции, логически рассуждать и принимать здравые решения. Так, девочка, возможно, выглядит совсем потерявшей контроль над собой, когда истошно орет посреди супермаркета: «Я хочу те тапочки с принцессой сейчас!» — но вы обнаружите, что она контролирует ситуацию и просто манипулирует вами ради достижения желаемого исхода.
Родителям, сумевшим распознать истерику верхнего этажа, остается лишь одна очевидная реакция: никогда не вступать в переговоры с террористом. Истерика верхнего этажа взывает к установлению жестких границ и ясных решений о том, какое поведение является приемлемым, а какое — неприемлемым. Правильной реакцией на подобную ситуацию было бы спокойное объяснение: «Я понимаю, что тебе очень понравились эти тапочки, но мне совершенно не нравится то, как ты себя ведешь. Если ты не остановишься прямо сейчас, ты не получишь тапочек, и мне придется запретить тебе идти сегодня на детский праздник, поскольку ты не умеешь себя вести».
После этого очень важно осуществить объявленное наказание, если поведение не прекратилось. Обеспечивая ясные ограничения подобного типа, вы даете своей дочери возможность наблюдать последствия ее неприемлемого поведения и практиковаться в контроле над собственными побуждениями. Вы учите ее тому, что уважительное обращение, терпение и отсроченное удовольствие вознаграждаются, а противоположное поведение — нет. Это важные уроки для развития мозга.
Если вы отказываетесь поддаваться давлению истерик верхнего этажа — независимо от возраста вашего ребенка, — вы перестанете сталкиваться с ними регулярно. Поскольку верхние истерики являются намеренными, ребенок перестанет обращаться к приемам такого типа, как только убедится, что они неэффективны, а иногда приводят к негативным результатам.
2. Истерика нижнего этажа — нечто совершенно другое. В этом случае ребенок до такой степени расстроен, что не способен использовать свой верхний мозг. Ваш малыш становится настолько зол из-за того, что вы льете ему воду на голову, чтобы помыть волосы, что начинает кричать, выбрасывать игрушки из ванны и отчаянно махать кулачками, пытаясь вас ударить. В этом случае нижняя часть его мозга, в частности его миндалевидное тело, берет верх и держит в заложниках его верхний мозг. Гормоны стресса, наполняющие маленькое тело, мешают его верхнему мозгу функционировать полностью. В результате он буквально не в состоянии — по крайней мере, на данный момент — контролировать свое тело и эмоции, прилагать рассудок, учитывать возможные последствия, решать проблемы или принимать во внимание чувства другого человека. Он вышел из себя. Ворота перегородили путь к верхнему этажу, и он просто не может использовать весь свой мозг.
Когда ваш ребенок находится в таком состоянии дезинтеграции и истерика нижнего этажа приняла масштабные размеры, необходима совершенно иная родительская реакция. Если в случае верхней истерики родителям следует быстро установить жесткие границы поведения, то соответствующая реакция на нижние истерики должна быть более ласковой и успокаивающей.
Первое, что должны предпринять родители, — установить связь с ребенком и помочь ему успокоиться. Этого иногда можно достичь ласковыми прикосновениями и утешительными интонациями. Или, если он зашел настолько далеко, что может травмировать себя либо кого-то другого или что-то сломать, лучше взять его на руки, прижать к себе и спокойно говорить с ним, унося его с места событий. Вы можете экспериментировать с различными подходами, в зависимости от темперамента своего ребенка, но главное — вы должны утешить его. В этих случаях нет смысла говорить о наказании или приемлемости поведения. Он просто не в состоянии воспринимать эту информацию в момент истерики нижнего мозга, поскольку подобного рода разговоры требуют функционирования верхнего мозга, способного выслушивать и усваивать информацию.
Затем, когда верхний мозг вернется на место событий, вы можете начать действовать, применяя логику и рассуждения («Тебе не понравилось, что папа так мыл тебе голову? Как ты хочешь, чтобы мы мыли тебе голову в следующий раз?»). Как только ребенок пришел в более восприимчивое состояние, можно поговорить о приемлемом и неприемлемом поведении и любых возможных последствиях («Я знаю, что ты очень рассердился из-за того, что вода текла тебе на лицо. Но нельзя никого бить, даже если ты очень зол. Ты можешь сказать мне словами: «Мне это не нравится. Пожалуйста, перестань»). Ваши воспитательные меры теперь способны поддержать ваш авторитет — что очень важно, — и вы можете реализовать их с позиций большей информированности и сочувствия. И ваш ребенок скорее усвоит этот урок, поскольку вы учите его в тот момент, когда его мозг станет восприимчив к обучению.
Как знают опытные родители, для детей ясельного возраста ситуации, когда они выходят из себя, — не редкость. Если это случается с десятилетним ребенком, все выглядит по-другому, однако ребенок любого возраста (и даже взрослый!) подвержен захвату со стороны нижнего мозга в ситуациях эмоционального накала. Именно поэтому знание о верхнем и нижнем мозге — и о том, что истерики могут происходить на разных этажах, — способно помочь нам эффективнее приучить своих детей к дисциплине. Оно позволяет яснее видеть, когда следует проводить черту, а когда использовать ласковое сочувствие.
Дэниэл Дж. Сигел, Тина Пэйн Брайсон "Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка"
С КАКОГО ВОЗРАСТА И КАКИМ ОБРАЗОМ ДЕТИ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ В ВЕДЕНИИ ДОМАШЕНЕГО ХОЗЯЙСТВА? НУЖНО ЛИ ИМ ЗА ЭТО ПЛАТИТЬ?
Обычно этот вопрос встает в том случае, если ситуация уже запущена. Самостоятельность необходимо поощрять, причем в любом возрасте – уже годовалому давать ложку в руку, чтобы он пытался есть сам. Ни в коем случае не пресекать инициативу ребенка, когда он хочет что-то сделать сам. Дошкольники часто вызываются мыть посуду, стирать, резать хлеб, месить тесто, сверлить, стучать молотком… И это надо поощрять. Что-то делать вместе («Я порежу морковку, а ты помой кастрюлю»), доводя такие дела, как вытирание пыли, подметание пола, до автоматизма. В магазин они обожают ходить в определенном возрасте – нужно отпускать в магазин. Выдавать им деньги, доверять. Но не перегружать, не давать им такие задания, с которыми они не могут справиться. А если что-то не получилось – не ругать.
Итак, золотые правила: не лишать инициативы, привлекать к семейным делам и не брать на себя то, что они могут сделать сами. Вот и все. Затем просто состоится переход от состояния «я сам» к обязанностям. Он уже и так все это сам делает: и посуду моет, и в магазин ходит. Я привожу пример в книге «Общаться с ребенком. Как?». Опросили 1-2 класс, как они помогают дома. «Мы хотим помогать, но нам не дают». Спросили 5-6 классы: «А мы уже не хотим этого делать». Проблема в том, что они перестают хотеть. Или им надоедает. И тогда встает вопрос о распределении нагрузок. Почему все должно быть свалено на маму? Этот вопрос можно спокойно обсуждать: «Тебе не хочется, и мне трудно, ты устал и я устала, надо распределить по-честному». Дети понятия честность и нечестность, сочувствие и равнодушие хорошо понимают.
Огромная ошибка, когда родители все берут на себя, чтобы освободить детям время: «Ты только учись, я тебе все обеспечу». В результате у детей формируется ложное понимание, что их нужды важнее родительских. Чтобы этого не случилось, необходимо говорить детям о своем состоянии, о своих вкусах и идеалах, позиции, точки зрения на работу и человека. Попробуйте (без нотаций!) сообщить о себе, поделиться своим состоянием. А начиная с определенного возраста обсуждайте и моральную сторону вопроса. «Ты хочешь работать меньше, чем это делаю я, я правильно поняла?» «Ты хочешь пользоваться работой других людей?»
Плата за выученные уроки, вынесенное ведро, поход в магазин (в том числе и распространенное «Оставь сдачу себе») означает, что родители пытаются поставить на коммерческую ногу жизнь ребенка в тех аспектах, которые нельзя купить: долг, ответственность перед собой, родителями, обществом, школой. «Будь честным человеком!» – говорим мы. И получишь сто рублей? Другое дело – давать карманные деньги. Не в качестве благодарности, а независимо от того, что сделал или не сделал ребенок. Ему полагаются карманные деньги, если вы с ним об этом договорились.
Дата: Суббота, 11/02/2017, 12:52 | Сообщение # 100
Юная Волшебница
Группа: Модераторы
Сообщений: 783
Статус: Offline
Как реагировать, когда ребенка «несет»? Научный подход!
Как Вы реагируете, когда Ваш ребенок бьется в истерике? Крушит от злости все, что попадает под руку? А рыдает? А грустит? Мы с Вами и раньше догадывались, что наша реакция на сильные эмоции наших детей играет роль в их отношениях с собой и с миром и в том, как сложится их жизнь. А Джон Готтман, один из самых авторитетных ученых-исследователей семейных отношений в мире, в своем исследовании эмоционального воспитания это доказал.
Готтман разделил родителей на 4 типа:
Отвергающий родитель. Не придает значение негативным эмоциям своих детей, считает их вредными. Боится потерять контроль над ситуацией. Считает, что уделять внимание этим эмоциям — это только усугубить ситуацию. Пытается отвлечь, замять, преуменьшает события, вызвавшие эмоцию («Ну стоит ли расстраиваться из-за такого пустяка! Давай-ка мы лучше поищем конфетку…»).
Неодобряющий родитель. Относится к эмоциям еще более негативно. Судит и критикует эмоциональные выражения ребенка. Воспринимает их как попытку манипуляции. Озабочен послушанием и соответствием стандартам хорошего поведения. Ругает и наказывает за выражение эмоций. («Ревешь, как девчонка! Тьфу! Прекрати сейчас же!»).
Дети отвергающих и неодобряющих родителей узнают, что их чувства неправильные, неуместные. Теряют с ними контакт (это чревато множеством последствий, от переедания до асоциального поведения). У них низкий эмоциональный интеллект и заниженная самооценка.
Невмешивающийся родитель. Принимает эмоции ребенка, утешает его, помогает пережить. Но не устанавливает ограничений, не обучает справляться с эмоциями и решать проблемы. Их дети не учатся регулировать свои эмоции; у них бывают проблемы с концентрацией внимания, они с трудом заводят друзей, хуже ладят с другими детьми.
И, наконец, эмоциональный воспитатель. Уважает эмоции ребенка, способен их выдерживать. Расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения и обучения (вот это кажется мне просто революционным подходом. Истерика — повод не для ссоры, не для валерьянки, не для испорченного вечера, а для сближения и обучения ребенка важным вещам). Помогает ребенку успокоиться, назвать свои чувства словами. При этом устанавливает границы, учит приемлемому выражению эмоций, помогает найти решение проблемы.
Дети таких родителей учатся доверять своим чувствам, управлять эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми. Испытывают меньше стрессов и лучше восстанавливаются после них. И даже реже болеют.
За что я люблю Готтмана, так это за то, что за каждым его утверждением — годы фантастически подробных исследований. Исследование семей с детьми длилось 20 лет. В начале работы с каждой семьей ребенку было 4 года, в конце — он был подростком.
Кроме обычного наблюдения за общением родителей и детей и всевозможных опросов и данных типа школьных характеристик Готтман учитывал еще физиологические показатели: давление и сердцебиение. Для этого пришлось построить модель ракеты, присоединить датчики к детям и родителям под предлогом игры в космонавтов. И внутри «ракеты» исследовать их общение и следить за показателями. Еще родители сдавали мочу детей на анализ. Ученый хотел знать, есть ли в ней следы гормонов стресса. Короче, трудно представить себе более тщательное, добротное исследование.
И вот в своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» Джон Готтман описывает 5 основных шагов эмоционального воспитания:
Шаг №1: Осознайте эмоции ребенка. Для этого нужно хорошо осознавать свои собственные эмоции и развивать эмпатию — способность чувствовать других. Дети много рассказывают о своих чувствах в игре, устами игрушек.
Шаг №2: Отнеситесь к эмоциям как к средству для сближения и обучения. Вместо того, чтобы игнорировать или задавливать негативные чувства ребенка, проявите интерес и озабоченность его состоянием как можно раньше, до того, как ребенок «разойдется».
Шаг №3: Сочувственно выслушайте и подтвердите обоснованность чувств ребенка. Настройтесь на волну его эмоций. Покажите ему, что Вы его слышите и понимаете, что он имеет право так чувствовать.
Шаг №4: Помогите ребенку обозначить эмоцию словами. По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.
Шаг №5: Установите ограничения и помогите решить проблему.
Иногда такие диалоги длятся долго. Но вот для примера совсем короткая реакция отца: «Тебя бесит, что Дэнни забрал у тебя игру. Меня бы это тоже взбесило. Но бить его неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?».
Признаюсь честно, читать книгу «Эмоциональный интеллект ребенка» мне было подчас трудно — я вспоминала случаи, когда вела себя как невмешивающийся родитель или как отвергающий. Но теперь у нас есть понятный алгоритм, как вести себя, чтобы детские негативные эмоции шли на пользу и им, и нашим отношениям. Для меня, мамы вспыльчивого парнишки, это большое облегчение.
Дата: Суббота, 11/02/2017, 12:53 | Сообщение # 101
Юная Волшебница
Группа: Модераторы
Сообщений: 783
Статус: Offline
КАК УКРЕПЛЯТЬ ПРИВЯЗАННОСТЬ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ
✒ Возраст от 3 до 5 лет К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать. «Моя мама». Появляется ревность.
Все, что подходит для детей от 0 до 3 лет, а также: - играть в игры "мама и сын против диванной подушки" - или "папа и сын против пыли на подоконнике" - игра на полу, когда мама или папа весь принадлежит ребенку - если у вас больше одного ребенка - проводите индивидуальные игры на полу, чтобы всем досталось по чуть-чуть единоличного времени с каждым родителем - с более старшими детьми можно проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения популярны в вашей семье - разделите с ребенком свое хобби - возьмите ребенка с собой на работу (если это возможно) - пусть он покормит вас из ложечки - разрешать злиться, помогать выпустить негатив - плавать вместе в бассейне - искать клад - собирать осенние листья/жёлуди/каштаны - кататься на велосипедах и роликах - бегать наперегонки - наряжаться в маскарадные костюмы - устроить семейный спектакль - с куклами или самим стать актерами - (менее трудозатратно) разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки - например, как колобок от бабушки ушел, а бабушка за ним как помчится... или как лиса колобка ела! =) - проигрывание ситуаций "мама-малыш" в сюжетно-ролевых играх (чудный пример из комментов выношу: недавно мы открыли разворот "Трех поросят" с картинкой: "Мама-свинья, забери поросят!" - "Зачем?" - "Чтобы они волку не попали". [понарошку "забираю" поросят со страницы. мой ребенок продолжает] "А я, мама-волчица, заберу волчонка. Волчонок, не играй с ними, а то попадешь в котел") - лепить снеговиков и строить снежные крепости - валяться на диване - бутузиться - "жамкать" ребенка, не щекотать, а движения типа как тесто замешиваешь (есть дети, которым нужно такое достаточно сильное действие) - стучать по чему-то звонкому, ритмичному - прятаться в домики под одеялом - петь караоке вместе в микрофон - вместе рисовать, лепить, делать поделки - совместно украшать дом к празднику - пускать и лопать мыльные пузыри - танцевать вместе под музыку. Танцевать под музыку, которую играет ребенок (на барабане, бубне, погремушках и проч.) Танцевать вместе несложные детские танцы под пение мамы (Каравай, Танец маленьких утят, Мишка с куклой), хоровод можно и из 2 человек сделать:) - Разрешать ребенку кормить, поить маму. Мыть ее, мазать кремом, причесывать, чистить зубы и т.д. - Игры тактильные типа "Рельсы-рельсы", пальчиковые. - Покатать ребенка на спине - "лошадка". - Игры на коленках "В ямку - бух!". - Качаться на папиной ноге! - Ходить на ступнях родителей (надеюсь, понятно) - Делать зарядку, гимнастику вместе. Прыгать на гимнастическом мяче вместе. - Играть в домики, мостики, лазы, дырки, норки и прочее, используя в качестве оных тело родителей. - Качаться на качелях и кататься с горки с ребенком на руках. - Закапывать друг друга в песок, в снег. И откапывать:) - Игры "Делай, как я", можно перед зеркалом, и наш любимый вариант, когда ребенок задает движения, а мама повторяет. - На прогулке взяться за руки обоих родителей и чтобы они "перепрыгивали" ребенка через лужи. Или просто так высоко прыгали. - Вместе плавать, нырять, смотреть друг на друга под водой, плавать на маминой или папиной спине. - "поцелуйчики в кармашке". При расставании положить в карманчик к ребенку свои поцелуйчики и обьяснить, что когда он соскучиться по маме, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку. у нас папа узнал про все это, стал свои поцелуйчики тоже дитю в карман складывать. в отдельный :)
✒ К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Дети становятся мягче, покладистее, ищут подтверждения своей важности для нас.
- играть в прятки - играть в расставания и встречи - приготовить стол к ужину: - расставить тарелки - достать приборы - в стаканы налить всем сок - выделить ребенку свой совок и щетку - доверить поливать цветочки - хохотать с ребенком, особенно над его шутками - одевать ребенка, если он просит - кормить ребенка, если он просит и хочет (даже если сам давно умеет) - Одобрять друзей ребенка - Если не можете одобрять увлечения и друзей - ОЧЕНЬ подробно разговаривать с ребенком о том, почему Вы не можете одобрить конкретного друга или конкретного монстра!
✒ На пятом году ребёнок начинает любить. Он отдаёт вам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он по-настоящему ЛЮБИТ маму. Поёт песни о любви и рисует сердца. Это привязанность посредством эмоций, время, когда ребёнок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики.
- рисовать открытки бабушке, которая живет в другом городе - отправлять открытки по почте и ждать ответов - рассматривать семейный фотоальбом - искать маму и папу на фотографиях, где много людей - рассматривать вместе фотографии, как ребенок был маленький - рассказываем о том, как он был маленький или его еще вообще не было и его ждали - звонить папе на работу (или пусть папа позвонит раз в день в определенный час) - для тех, кто живёт заграницей - говорить с ребёнком на русском. даже если вокруг люди не понимают (секретный язык, играть в шпионов) - обниматься всей семьей
Дата: Четверг, 08/06/2017, 09:40 | Сообщение # 102
Юная Волшебница
Группа: Модераторы
Сообщений: 783
Статус: Offline
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛИТЬСЯ?
На какой-то период любимыми словами ребенка становятся: «мой», «моя», «мое», «где мне?». Конечно, такие проявления детской натуры не радуют родителей. Почему ребенок жадничает?
После 2-х лет ребенок начинает осознавать себя как личность, разделять собственное «Я» и «остальной мир». При этом любимая игрушка часто воспринимается малышом как часть его самого. Отстаивая свою собственность, он защищает границы своего «Я». И это нормально. Малышу необходимо пройти такой этап эгоизма, чтобы научиться щедрости. Невозможно постичь понятие «чужое», без понятия «моё».
В некоторых ситуациях малыш может отказаться делиться потому, что ему не нравится ребенок (или взрослый), которому он должен уступить. Родителям часто кажется, что ребенку 3 лет все равно, с кем играть (не дерется сосед по песочнице, и хорошо). Но у этого маленького человечка уже есть свои симпатии и антипатии, часто отличные от благосклонностей его родителей. И эти чувства тоже надо уважать.
Что делать, если ребенок не делится игрушками с родными братьями и сестрами или друзьями по детской площадке? Как научить малыша щедрости? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала рассмотрим, что не надо делать родителям.
Типичные ошибки при обучении детей делиться.
1. Никогда не заставляйте ребенка. Как вы думаете, чему можно научить малыша, отбирая у него игрушку и отдавая её другому ребенку? Представьте себе на минутку, что ваш начальник заходит в ваш кабинет, забирает ваш ноутбук и отдает его вашему сослуживцу. Есть ли основания полагать, что это подхлестнет вашу готовность поделиться? Скорее всего, такое поведение спровоцирует у вас совсем другие желания. Тем более не стоит вырывать у малыша игрушку из рук. Прибегая к физической силе, вы учите ребенка делать то же самое. Являясь самым влиятельным человеком в жизни ребенка, вы можете научить его не жадничать, не применяя силу.
2. Не вынуждайте старшего ребенка всегда уступать младшему. Малыши хотят быть похожими на своих старших братьев и сестер. Если старшая девочка играет в мяч, её младшая сестра или брат тоже захотят мяч (куклу, домик, собачку, конструктор – во что бы она ни играла). Но разве это справедливо, если старший ребенок всегда будет отказываться от своих игр только потому, что младший так захотел? Иногда мы забываем, что умение делиться подразумевает уважение к другим. Научить малыша уважать чужие желания также важно, как научить его щедрости.
Когда взрослые вмешиваются в детские ссоры из-за игрушек, в первую очередь они должны думать не о воспитательном моменте, а о чувствах детей. Если два ребенка ссорятся из-за игрушки, не становитесь на сторону одного из них. Дети очень чутко реагируют на действия родителей. Если мама отбирает игрушку у старшего в пользу младшего, первый воспринимает это как послание: «Мама его любит больше, чем меня». Если один ребенок жалуется маме на второго, и мама сразу же кидается на его защиту, второй ребенок почувствует себя обиженным и, скорее всего, это выльется в крайне негативные эмоции по отношению к первому.
3. Не навешивайте на малыша ярлыки - «жадина-говядина», «вредный ребенок» и т.д. Осуждая поведение, не осуждайте самого ребенка.
Как научить малыша делиться?
В большинстве случаев малыш не понимает, что другие дети заимствуют его игрушки лишь на некоторое время, ему кажется, что игрушку забирают навсегда. Безусловно, идея расстаться со своей собственностью не кажется ему привлекательной. Представьте, что некий незнакомец на улице настойчиво просит вас отдать ему вашу сумочку, и вы поймете чувства ребенка. Продолжая аналогию, представьте, что подоспевший на ваши крики о помощи милиционер поддержит наглеца и заявит, что вы действительно должны поделиться с ним своей сумкой.
Ребенку будет легче воспринять идею обмена правильно, если вы сможете объяснить ему два важных момента:
1. Он делится своей игрушкой только на некоторое время. Другой малыш поиграет и отдаст ему её обратно.
2. Уступки – явление двустороннее. Он даст другому малышу машинку, но сам сможет поиграть в его мяч. Сегодня он поделится печеньем с братишкой, а завтра тот поделится с ним шоколадкой.
В некоторых ситуациях самым лучшим решением будет не заострять внимание на конфликте, а отвлечь детей. К вам пришли гости, а малышка вцепилась в свои игрушки и отказывается делиться с другими детьми? При этом дети окружили её и пытаются вытащить игрушки из её рук? Уговорить девочку поделиться в такой ситуации будет крайне сложно (ведь упрямство, свойственное кризису трех лет, никто не отменял). Особенно если вы сами при этом нервничаете, поскольку чувствуете молчаливое давление со стороны других родителей. Попытки любой ценой заставить ребенка поделиться только подольют масла в огонь. Предложите всем детям поиграть в прятки или другую совместную игру, можно также позвать их кушать сладкое. А после, в менее напряженной атмосфере, объясните дочке, что другие детки тоже хотят поиграть, что они не заберут её игрушки домой. Напомните, как другие ребятишки делились с ней. Или наоборот, как ей было обидно, потому что кто-то другой жадничал. Предложите ей самой выбрать, какие игрушки она даст другим детям.
Безусловно, родители испытывают смущение и даже стыд, когда их дети жадничают. Но если вы уверены в доброй основе вашего ребенка, вам будет легче оставаться спокойными в конфликтной ситуации и реагировать на неприятное поведение малыша с пониманием.
Как воспитать мужчину: руководство для женщин и не только
Женщин жалко. Постоянно жалуются, что мужиков вокруг нет. Женщин не жалко. Воспитывают своих сыновей как девочек. Результат закономерен.
Выскажу свои мысли по этому поводу.
Первое
Воспитанием мальчика должен заниматься отец. Причем, с самого рождения. Своего рождения, а не с рождения сына.
Потому как воспитание в семье — это не нравоучения. Мальчик копирует образец поведения своего отца, а не его слова.
Вопрос мамам — хотите ли вы, чтобы ваш сын стал таким же, как ваш муж?
Второе.
Что я вкладываю в понятие «мужчина»? Вполне себе домостроевское понятие. Мужчина должен быть сильным. А что это значит? Уметь принимать решения и брать на себя ответственность за эти решения.
Вопрос родителям — учится ли ваш сын самостоятельно принимать решения и отвечать за них?
Третье.
Принимать решение и нести ответственность — две стороны одной медали. Свобода с одной стороны. Ограничение свободы с другой.
Пример:
Мужчина принимает решения, но несет за них ответственность его женщина. Это не мужчина, а маменькин сынок. Мужчинка.
Мужчина не принимает решения, но несет за них отвественность. Это не мужчина. А подкаблучник. Мужичок.
Четвертое.
Свобода начинается с самоограничения.
Есть такая восточная поговорка «Первыми пьют воду верблюды, потому как у них рук нет. Вторыми пьют мужчины, потому как у них терпения нет. Последними пьют женщины».
В моей схеме воспитания схема другая. «Лучшее — маме. Потому что она девочка. Затем коту — потому, что он беспомощен и зависит от нас. А затем уже нам с тобой. Потому что мы мужчины».
Пятое.
В каком возрасте младенец становится мужчиной?
С момента осознания себя как личности. Психологи знают этот возраст. Три года. Да, мамочки. Три года.
Именно с этого возраста необходимо постоянно внушать сыну - «Ты — мужчина!».
Именно с этого возраста необходимо учить его нормальному мужскому слову «Должен!»
К сожалению, это слово превратилось в психологической среде как некий жупел - «долженствование». У многих психологов оно почему-то ассоциируется с невротическими реакциями.
Увы, но это факт — многие «хочу и не волнует!» приводят к развитию социопатической личности. Оглянитесь вокруг и вы увидите массу мужчинок, не способных заставить себя на какое-то действие.
Мужчина должен. Уметь терпеть. Уметь преодолеть себя. Уметь ошибаться. Уметь быть нежным. Уметь быть грубым. Уметь быть разным. Уметь отвечать за свои слова. Мужчина должен уметь БЫТЬ.
Шестое.
Относится к пацану надо сразу с момента рождения как к мужчине. Когда младенец орет у вас на руках — достаточно его укачивать и разговаривать с ним - «Ты у нас мужчина? Чего тогда орешь?»
Вам понятно, что в этот момент вы не ему установку даете, а себе? Что в дальнейшем, вы к нему будете относится как равному и взрослому? Да. К ребенку надо относится как к взрослому. Это не значит, что с ним не надо играть, не прощать его ошибки, не нежить его, не улыбаться ему.
Седьмое.
Ребенку можно ошибаться. Он исследует мир вокруг себя, исследует его границы. Знаете, почему мужчины похожи на детей? Потому как мужчины тоже раздвигают границы этого мира. Мужчина должен быть беспокоен. Он движущая сила человечества. А женщина — сила сохраняющая, если что.
Нельзя наказывать пацана за ошибки. Их нужно исправлять. Ему. Самому. Самостоятельно. Но с вашей подсказкой и помощью.
А у вас получается воспитывать мужчину? Источник: ivakin-alexey.livejournal.com
Дата: Пятница, 04/08/2017, 21:30 | Сообщение # 104
Счастливая Волшебница
Группа: Администраторы
Сообщений: 19826
Статус: Offline
Рисуем и играем вместе с мамой. Контейнирование переживаний
Н.Лейкина
Сегодня я хочу рассказать вам об очень полезной способности родителей: служить контейнером эмоций для своих детей. И о том, что такое контейнирование.
Когда я только вышла замуж, и у нас с мужем после медового месяца стали возникать конфликты и разногласия, то наш близкий друг, психоаналитик, сказал мне: «В близких отношений важно уметь выдерживать гнев, тревогу, панику, растерянность. беспомощность друг друга». И это послание запомнилось мне надолго. Все годы своего замужества и материнства я часто мысленно к нему возвращалась. Получив свой собственный опыт выдерживания другого человека, который сблизил нашу семью, я поняла, как наш друг был прав. И сегодня я пишу о том, зачем и как матери выдерживать переживания своего ребенка.
Контейнирование — способность к выдерживанию различных видов психической энергии: эмоций, напряжения, инстинктивных импульсов.
Мы знаем, что маленький ребенок еще не может сам справиться со своими сильными эмоциональными переживаниями. Такими как гнев, разочарование, обида, отчаяние. Подобно тому, как ребёнок не может поднимать тяжести, пока слишком мал. Что здесь значит справляться с переживаниями? Скажем так: конструктивно переживать их для своего развития.
С тяжестями понятно, а с эмоциями? Как часто мы ждем, что ребёнок будет способен контролировать свои переживания сам. Будет сам регулировать их. Управлять ими. Некоторые папы или бабушки ожидают этого даже от младенца: «Не бери его на руки! Своим плачем он манипулирует тобой! Пусть знает, что своего он этим не добьется! Пусть привыкает справляться сам».
Пусть справляется сам?
Это нереально. В силу возраста, развития нервной системы и эмоциональной сферы у ребенка нет возможности справиться с переживаниями самостоятельно. Они его переполняют, как будто его психики не хватает, чтобы всё это разместить в себе и переварить. Не помещаются в нём все эмоции! Так и вылезают в виде разного поведения: крика и плача, топания ногами, протеста, истерики.
Способность откладывать реализацию своих импульсов, желаний, инициативы развивается постепенно. А вместе с ней и способность к проживанию фрустрации.
Способность переживать свои сильные чувства и аффекты по-умному ребенок развивает вместе со взрослым. Поэтому важно, чтобы у ребенка был такой взрослый, который может взять на себя роль контейнера для размещения детских переживаний.
Знакома вам такая ситуация? Ребенок хочет что-то именно сейчас, но ещё не время или это совсем невозможно. И ребенок начинает требовать, градус переживаний повышается, ваши объяснения не помогают, а, наоборот, усугубляют ситуацию. Ему это очень важно! А ведь мы знаем: чем значимее для нас событие, тем больше эмоций оно вызывает.
Что может мама?
Принять эти переживания. Не игнорировать. Не подавлять. Принять, это значит быть рядом во во время переживания с ним. Даже не физически, а психологически. Дать время, пространство для переживания. Это значит разрешить переживать. Но как? Ребёнок сам еще не может это сделать — его внутренний эмоциональный контейнер слишком мал и только-только формируется. Мама может «поместить детские переживания в себя», «переварить», преобразовать и вернуть ребенку в доступном виде.
Таким образом очень хорошо выдерживать “капризы”, истерики, агрессию, ярость и сильные рыдания ребенка, и свои тоже.
История из жизни: Мы приехали к бабушке в гости с мальчиками и пришла еще внучка 5 лет. Мы играли, баловались, но мама быстро за ней вернулась и надо было собираться домой. Девочка громко заплакала, забилась в угол и на все уговоры бабушки и возмущения дедушки (что так себя девочки не ведут), еще громче завывала. Я подошла к ней, присела и сказала: «Ты, похоже, очень расстроена, что так мало поиграла и тебе не хочется прямо сейчас идти домой». «Да,» — ответила она, всхлипывая. Потом на удивление быстро успокоилась. Начала одеваться, снова баловаться.
Как происходит контейнирование?
Контейнирование возможно, когда у нас есть место внутри себя для того, чтобы принять, выдержать переживания другого человека и «переварить» их. То есть забрать у него то, что что он не может пережить в себе сам. В этот момент мы чувствуем эмпатию к человеку. Забирая, мы эти чувства, озвучиваем и «перевариваем», то есть как бы переживаем вместе и возвращаем другому человеку (например, ребёнку) в том виде, в каком он может с ними справиться.
Вспомните ситуацию, когда вашему близкому человеку, мужу, подруге, нужно было просто высказаться о какой-то важной для них ситуации. И только после этого они стали способны анализировать, делать выводы и вообще спокойно об этом говорить. Что вы при этом делали? Были рядом, слушали, что-то отвечали. То есть принимали и отдавали. Так же можно и нужно вести себя с ребёнком.
Способность к контейнированию важна для родителя, это одна из его задач. У ребенка много неконтролируемых эмоций, переживаний, которые его затапливают. Он только знакомится со своими чувствами, ощущениями, эмоциями, часто не понимает, что с ним происходит. Поэтому «Перестань сейчас же! Успокойся! Прекрати истерику! Не кричи! Не переживай!» — не работают. Ребенку нужна другая помощь от мамы!
Мама начинает его контейнировать, озвучивать то, что с ним происходит, тем самым возвращая ребёнку его «непереносимые» переживания в доступной для него форме.
Через отношения с мамой, которая способна быть для него контейнером, ребенок развивается и формирует структуру своего собственного эмоционального и мыслительного аппарата, который позволит ему быть все более и более независимым. Со временем он приобретет способность осуществлять функцию контейнирования самостоятельно.
как сделать контейнирование злости
Для меня, как для мамы трех мальчиков и психолога, способность контейнировать является ключевой в родительстве. С её развитием многие проблемы в детско-родительских отношениях решаются. Контейнирование происходит в нашем внутреннем пространстве, в нашем внутреннем мире, в психическом пространстве внутри. Это способность переживать, переваривать разные эмоции, придавать им смысл без подавления их в себе и без выплескивания на тех, кому они не предназначены. Внутри у нас достаточно пространства, чтобы переварить все те состояния, которые с нами и со значимыми другими возникают, то есть выдержать их.
Случай из жизни. Я с младенцем на руках, мне что-то нужно сделать. А мне сейчас всё время нужно что-то сделать, я не не успеваю реализовывать то, что планировала, поэтому я постоянно немного фрустрирована.
Средний ребенок захотел печь блины, всё для этого сделал, начал печь блины и говорит: «Мам, мне нужна твоя помощь». Они у него не переворачивались, в общем, я начала помогать. Я принялась помогать и тут же начала закипать. Я итак была в фрустрированном состоянии, а тут ещё блины, которые я не планировала печь. Я не отследила вовремя своего состояния, и что я начала делать? Вместо того, чтобы контейнировать (уместить и переварить в себе) свои переживания, то есть прожить злость, фрустрацию и сожаление по поводу того, что я не успеваю, я выплеснула всё это на сына. Я начала его обвинять: «Вот приспичило тебе блины прямо сейчас делать, вот они у тебя не получаются, и мама теперь это все должна доделывать».
То есть таким образом, через обвинения, я пыталась освободиться от неосмысленных, не помещающихся во мне переживаний! Моей способности контейнировать саму себя не хватило, и я «скатилась» на обвинение.
Не всегда мы, взрослые, справляемся со своими переживаниями, эмоциями, импульсами. Часто у нас у самих эта способность – контейнирования близких или себя, слабо развита: нас в детстве не контейнировали. И получается, что на маму ложится двойная нагрузка: контейнировать ребенка и контейнировать саму себя, а в придачу еще и мужа, маму и свекровь! А ведь нас тоже может иногда «штормить», нас тоже могут захватывать разные чувства и переживания!
Хорошо бы маме самой получить опыт контейнирования. Чтобы в тот момент, когда в ответ на сильные детские переживания она сама переполняется, чувствует, что её как будто затапливает, нашёлся кто-то, кто смог бы контейнировать ее саму. Муж, подруга, психолог.
Дата: Пятница, 04/08/2017, 21:32 | Сообщение # 105
Счастливая Волшебница
Группа: Администраторы
Сообщений: 19826
Статус: Offline
продолжение
Какие бывают контейнеры?
Психолог Вильфред Бион выделял три типа контейнирования в зависимости от отношений между матерью и ребёнком:
1. Ригидная (жёсткая) связь
«Контейнер матери реагирует на вторжение, становясь ригидным и отказываясь отвечать на то, что вошло в него, в результате его содержимое, контейнируемое, утрачивает свою форму или смысл».
Ситуация:
Ребенок злится, или плачет, или грустит. А ему в ответ: «Не плачь, не злись, не грусти, не переживай!» Не-не-не… Ребенок чувствует себя непонятым, непринятым и, в дальнейшем, не доверяет взрослому свои чувства. В этом случае он будет пытаться сам как-либо себе помочь, хоть по возрасту это ему не положено. И со временем выработает способ обращения с чувствами, который будет сопровождать его и во взрослой жизни. Это может быть вытеснение, бурное отреагирование или обесценивание своих собственных чувств. В любом случае, конструктивный навык взаимодействия со своими чувствами, переживания их ребенок не развивает.
Можно было бы много написать про важность развития эмоциональной сферы и о значении эмоций в нашей жизни. но это тема для отдельного разговора.
Но я надеюсь, вы понимаете, что подавлять, игнорировать нельзя, их нужно проживать, относиться к ним с уважением и быть с ними в контакте!
2. Хрупкая связь
«Этот тип является противоположностью первому. Здесь контейнируемое (чувства, эмоции, состояния) обладает такой силой, что переполняет контейнер матери, и он взрывается или утрачивает свою собственную форму и функцию. Материнская психика может буквально распасться на части, и тогда мать впадает в панику, или с ней случается нервный срыв».
В ответ на сильные чувства ребенка мама может начать кричать от страха, гнева или бессилия. Если такое повторяется часто, ребенок вырастает с ощущением, что его чувства, переживания и проблемы могут переполнить его близких, что его чувства невыносимы для окружающих или их слишком много. Как и в первом случае, ребенок не получает контейнирования чувств от матери, но сам он их контейнировать тоже еще не может. Такой человек будет все время испытывать чувство вины за выражение чувств и бояться быть до конца откровенным.
3. Гибкая связь
Здесь контейнируемое входит в контейнер матери и оказывает на него влияние. Контейнер матери способен всё вместить, переработать и вернуть в более легкой и понятной форме ребенку. Мать может переживать сильные чувства, например, панику или гнев, но все же сохранять спокойное состояние. Решающим аспектом таких отношений является способность матери к «уравновешенному мышлению».
Некоторые мамы не могут сохранять уравновешенное состояние психики. Точнее, все мамы время от времени терпят неудачу: одни из них чаще, другие реже. И обычно терпят неудачу одним из двух характерных способов: ригидным или хрупким. Ригидная мать принимает что-то в себя и, как описывал это Бион, произносит формальные ответы без реального понимания страдания ребенка. Хрупкая мать, соприкасаясь со своим страдающим ребенком, распадается на части и паникует. В любом случае ребенок получает обратно свои собственные чувства с косвенным сообщением, что состояние его души непереносимо — мать показала, что никакая (!) душа не может вынести этого.
Если связь между мамой и ребёнком гибкая, ребенок учится не пугаться своих чувств, а наоборот, искренне переживать их и справляться с ними. Как и везде, мать служит моделью поведения, и во взрослом состоянии человек будет уверен, что его чувства (и чувства других людей) переживаемы, естественны, к ним нужно относиться с вниманием и уважением.
Примеры из жизни
Было ли у вас, что с вами что-то происходит, а вы начинаете искать виноватых, из-за того, что чувства слишком сильны?
Спросите себя: «Что бы мне помогло? Как здесь можно было бы конструктивно поступить? Вот меня всю разносит от этих переживаний, фрустрации, от того, что сейчас надо делать, что у меня куча всего, что еще не сделано. Что сделать с эмоциями, как их пережить, как контейнировать?»
В той истории с блинами мой муж мог бы меня активно послушать : «Ты злишься из-за того, что на тебя свалилось сразу много дел. Ты была не готова помогать печь блины. Ты вовремя это не отследила, тебе сейчас нужна пауза…», то есть он мог бы стать на время моим контейнером. Тогда мне не понадобилось бы искать виноватых и спускать собак на сына.
А если нет рядом мужа или человека, который готов побыть моим контейнером?
Скажу честно, что таких людей рядом с нами, как правило, не бывает. В своей личной жизни я встретила только двух таких человек: это мой муж и моя близкая подруга. Она психолог. И конечно, таких людей много среди моих коллег психологов. Так как психологи специально этому обучаются — контейнировать другого. Но что же делать?
Стать контейнером самому себе!
Контейнирование себя — это одна сторона медали. Если мы умеем контейнировать себя, то мы умеем контейнировать ребенка, мужа, друзей. Мы этой способностью постоянно пользуемся.
Как научиться контейнировать?
Можно начать с себя, а потом перенести это умение на детей. Или наоборот, сначала научиться контейнировать детей и мужа, а потом перенести на себя. Этот полезный навык, умение контейнировать, определяет уровень зрелости человека, уровень развития его эмоциональной сферы. Не буду лукавить, проще всего это можно сделать в кабинете с психологом. Так как они в этом профессионалы. Так мы получаем нужный опыт, когда наши переживания “выдерживают” и вместе с нами “перерабатывают”. Но можно начать это делать и в семье!
И снова активное слушание
Одна из возможностей контейнировать детей — это Активное слушание. Его хорошо применять, когда ребенок бурлит, уровень напряжения очень высок. Если родитель при этом спокоен, он способен помочь. Мы замечаем, что происходит с ребенком, мы эмпатично на это реагируем, озвучиваем его состояние, то есть возвращаем ему в вербализованном виде.
Было замечено: когда взрослые озвучивают состояние ребенка, то накал напряжения, страстей сразу понижается. Ребёнок чувствует себя понятым, услышанным. В этом состоянии можно как-то конструктивно взаимодействовать, а не только взрываться или уходить от контакта.
Но важно помнить, что Активное слушание — это не «волшебная кнопочка: проговорили и всё решилось. Ребёнок сразу пришел в себя и успокоился». Это начало. На тренинге «Приручи дракона» мы разбираем все тонкости и нюансы Активного слушания.
Я-сообщения — скорая помощь маме
Одна мама сказала, что не может активно слушать, пока не выслушает саму себя. То есть самой маме нужно освободить свой эмоциональный контейнер.
То есть ситуация противоположная: родитель бурлит, а ребенок спокоен. Тогда мама может озвучить своё состояние. Это называют «Я-сообщение».
В ситуации с блинами сообщить об эмоциях было бы для меня уже достаточно. «Я злюсь, что на меня свалилось сразу много дел. Я не была готова помогать печь блины. Я чувствую растерянность, когда мне нужно столько много сделать. Похоже, что я не справляюсь. Мне сейчас нужна пауза…»
А если вскипают оба?
Бывают еще ситуации, когда бурлят оба: и родитель, и ребенок. Тогда помогают разные техники самопомощи себе, чтобы успокоиться и прийти в себя.